На смену смартфонам и прочим устройствам связи пришёл «интернет вещей». Данное обстоятельство привнесло определённые сложности в сферу проектирования интерфейсов. Сегодня всё труднее уловить грань между родным функционалом гаджета и приложениями.
Многие разработчики до сих пор воспринимают мобильный дизайн как адаптивный. Но продукты и сервисы нового поколения свободны от девайсных привязок. Они рассчитаны на отображение на широком перечне разнообразных устройств, сенсорных и сетевых соединений.
Мыслите широко: постарайтесь охватить всю экосистему мобильных и носимых устройств.
Мобильность - среда, а не свойство устройства
Технологии приобретают всё большую осведомлённость о том, что мы делаем, куда идём и с кем взаимодействуем. В какой-то момент казалось, что мобильные телефоны останутся единственным датчиком, информирующим технологии о нашем местоположении, времяпрепровождении и сиюминутных намерениях. Однако появились и другие «умные» гаджеты, которые всегда и везде при нас: смарт-часы, фитнес-браслеты, шагомеры, контроллеры сердечного ритма и прочие носимые устройства.
Сегодня информацию о среде пользователей приложения и платформы собирают не с одного, а сразу с нескольких устройств. Взять хотя бы Facebook, который мгновенно подмечает наши попытки залогиниться из «непривычного» места.
Так называемая «осведомлённость о ситуации» предполагает также варианты проектирования при ограниченном количестве доступной информации и при полном её отсутствии. К примеру, когда локационные сервисы могут полагаться только на данные GPS-навигации.
Переосмысление «отзывчивости»
Знание контекста (ситуативных аспектов пользовательской среды) позволит лучше удовлетворять потребности аудитории и зарабатывать больше денег. Если раньше термин «отзывчивый» (responsive) использовался в привязке к дизайну и отождествлялся со словом «адаптивный», то сегодня он вернулся к изначальному своему значению. Респонсивность - это нечто большее, чем умение подстраиваться под различные размеры экранов. Это способность отвечать на сиюминутные, подчас даже не обозначенные, потребности пользователей, выстраивать с ними коммуникацию.
По-настоящему отзывчивый интерфейс постоянно прислушивается к непредсказуемой среде, следит за изменяющейся ситуацией.
Он реагирует на всё: от потери соединения с интернетом до внезапного изменения сердечного ритма. К примеру, Waze автоматически переключается со светлой на тёмную цветовую схему и обратно в зависимости от времени суток. Такой подход позволяет избежать ослепления пользователей ночью. Однако его можно усовершенствовать, задействовав телефонную камеру для определения яркости окружающего освещения. Так интерфейс сможет адаптироваться к изменяющимся условиям в режиме реального времени: например, при заходе машины в тёмный тоннель или выезде с подземной парковки на дневной свет.
В настоящее время мы непростительно пренебрегаем данными о пользовательском контексте. Сервисы аналитики в режиме реального времени докладывают о том, кто посещает наши сайты или приложения, но мы не используем эту возможность для сиюминутного удовлетворения потребностей аудитории.
Возросшая роль мобильности заставила нас больше думать об окружающей среде пользователей, выстраивать с ними более умную и разностороннюю коммуникацию.
Присутствие экранов постепенно снижается
Экраны становятся всё меньше и функциональнее. В связи с приходом новых технологий само понятие «экран» трансформируется. Возьмём, к примеру, очки дополненной реальности Oculus Rift и Holo Lens от Microsoft. Разве простой экран может спроектировать реалистичный интерфейс автомобильного ветрового стекла вокруг вас? Разве обычный дисплей телефона может так правдоподобно видоизменять стены в вашей комнате?
С одной стороны, визуальные интерфейсы больше не привязаны к светящимся экранам, с другой - наличие слуховой и тактильной обратной связи даёт нам больше возможностей для общения с пользователями и повышения эффективности высылаемых им сообщений. В этом контексте мобильность эквивалентна ненавязчивости, ибо проектируемые нами системы должны подстраиваться под пользователей, а не наоборот.
Смарт-часы, например, призваны минимизировать время, в течение которого мы смотрим на экран. Они стремятся выдать ровно столько битов информации, сколько нам действительно необходимо сейчас - не больше. Как правило, это делается с помощью уведомлений.
Первоочередная задача - разработка уведомлений!
Учитывая многообразие и разношёрстность медиа-ресурсов, которые использует современный человек, у разработчиков нет иного выхода, кроме поиска наименьшего общего знаменателя между ними. Единственным универсальным способом мгновенного реагирования на возникающие у человека потребности и пожелания являются уведомления.
У нотификаций есть три критически важные особенности:
- они простые и краткие;
- возможности проектирования уведомлений весьма ограничены, поскольку они должны соответствовать кардинально отличающимся друг от друга форм-факторам;
- они активно «беспокоят» пользователя, не дожидаясь, пока он сам проявит инициативу.
Не секрет, что ценность большинства приложений на сегодняшний день заключается в своевременном предоставлении необходимого контента. Соответственно, функционал полноэкранного приложения вторичен по отношению к уведомлениям. Ярким подтверждением тому служат приложения-чаты на Android. В большинстве случаев их пользователи не нуждаются в доступе к полной версии ресурса - им вполне достаточно уведомлений.
Ориентированная на приложения парадигма, являющаяся центром нашего текущего мобильного опыта, постепенно уступает потоку своевременного контента и информации, поступающей от провайдера по выбору. Посмотрите, в каком направлении развивается Google Now. Он стремится предоставить пользователям лучшие рекомендации по ресторанам, максимально точные данные о погоде, загруженности дорог и т.д.
Всё это смещает акцент с красоты дизайна приложения на ценность предоставляемого им контента и сервиса для пользователей.
Значит ли это, что приложения исчезнут совсем? Конечно, нет. Пользователям всегда нужен будет Yelp, чтобы оставить отзыв, и Instagram, чтобы запостить свои и детально изучить чужие фоточки. Однако для большинства приложений ключевую роль в вовлечении пользователей и взаимодействии с ними будут играть уведомления, карточки и им подобные «биторазмерные» контентные блоки.
Делая основную ставку на проектирование уведомлений, вы унифицируете своё приложение: оно сможет работать на широком спектре медиа-устройств. Кроме того, такой подход заставит вас сконцентрироваться на ценности информации, отодвинув переходы, макеты и цветовые схемы на второй план.
Уведомления должны быть ценными, а не спамными
В случае с нотификациями лучше меньше, чем больше. Не надо закидывать пользователей информацией, в которой они не нуждаются. Это раздражает.
Предоставляемые технологиями данные о пользовательской среде непременно должны анализироваться. Чтобы удовлетворить сиюминутные интересы и потребности человека, надо как следует осмыслить ситуацию, в которой он находится.
Изучение пользовательского контекста, слежка и полевые исследования важны как никогда. Ведь повышенная мобильность означает, что окружающая среда становится всё менее предсказуемой. Если в 90-е пользователь интернета сидел за столом дома или в офисе, то сегодня он может выйти в сеть откуда угодно и в любое время.
Современные технологии снабжают нас достаточным объёмом данных для осознания пользовательского контекста - главное самим не лениться в него вникать.
Комментарии
-
30% отчислений вам
Партнёрка для владельцев сайтов
-
Заработок на ссылках
Купля-продажа эффективных ссылок
-
Биржа сайтов/каналов/групп
Продать сайт за 500 000 ₽? Легко!