Будущее веб-разработки: от приложений к уведомлениям
27 сентября 2019, 15:43
400
0
Только разработчики начали привыкать к инструментам, фреймворкам и методологиям, необходимым для разработки мобильных приложений, как девайсный ландшафт в очередной раз изменился.

На смену смартфонам и прочим устройствам связи пришёл «интернет вещей». Данное обстоятельство привнесло определённые сложности в сферу проектирования интерфейсов. Сегодня всё труднее уловить грань между родным функционалом гаджета и приложениями.

Многие разработчики до сих пор воспринимают мобильный дизайн как адаптивный. Но продукты и сервисы нового поколения свободны от девайсных привязок. Они рассчитаны на отображение на широком перечне разнообразных устройств, сенсорных и сетевых соединений.

Мыслите широко: постарайтесь охватить всю экосистему мобильных и носимых устройств.

Мобильность - среда, а не свойство устройства

Технологии приобретают всё большую осведомлённость о том, что мы делаем, куда идём и с кем взаимодействуем. В какой-то момент казалось, что мобильные телефоны останутся единственным датчиком, информирующим технологии о нашем местоположении, времяпрепровождении и сиюминутных намерениях. Однако появились и другие «умные» гаджеты, которые всегда и везде при нас: смарт-часы, фитнес-браслеты (см. tech4sport.ru), шагомеры, контроллеры сердечного ритма и прочие носимые устройства.

Сегодня информацию о среде пользователей приложения и платформы собирают не с одного, а сразу с нескольких устройств. Взять хотя бы Facebook, который мгновенно подмечает наши попытки залогиниться из «непривычного» места.

Так называемая «осведомлённость о ситуации» предполагает также варианты проектирования при ограниченном количестве доступной информации и при полном её отсутствии. К примеру, когда локационные сервисы могут полагаться только на данные GPS-навигации.

Переосмысление «отзывчивости»

Знание контекста (ситуативных аспектов пользовательской среды) позволит лучше удовлетворять потребности аудитории и зарабатывать больше денег. Если раньше термин «отзывчивый» (responsive) использовался в привязке к дизайну и отождествлялся со словом «адаптивный», то сегодня он вернулся к изначальному своему значению. Респонсивность - это нечто большее, чем умение подстраиваться под различные размеры экранов. Это способность отвечать на сиюминутные, подчас даже не обозначенные, потребности пользователей, выстраивать с ними коммуникацию.

По-настоящему отзывчивый интерфейс постоянно прислушивается к непредсказуемой среде, следит за изменяющейся ситуацией.

Он реагирует на всё: от потери соединения с интернетом до внезапного изменения сердечного ритма. К примеру, Waze автоматически переключается со светлой на тёмную цветовую схему и обратно в зависимости от времени суток. Такой подход позволяет избежать ослепления пользователей ночью. Однако его можно усовершенствовать, задействовав телефонную камеру для определения яркости окружающего освещения. Так интерфейс сможет адаптироваться к изменяющимся условиям в режиме реального времени: например, при заходе машины в тёмный тоннель или выезде с подземной парковки на дневной свет.

В настоящее время мы непростительно пренебрегаем данными о пользовательском контексте. Сервисы аналитики в режиме реального времени докладывают о том, кто посещает наши сайты или приложения, но мы не используем эту возможность для сиюминутного удовлетворения потребностей аудитории.

Возросшая роль мобильности заставила нас больше думать об окружающей среде пользователей, выстраивать с ними более умную и разностороннюю коммуникацию.

Присутствие экранов постепенно снижается

Экраны становятся всё меньше и функциональнее. В связи с приходом новых технологий само понятие «экран» трансформируется. Возьмём, к примеру, очки дополненной реальности Oculus Rift и Holo Lens от Microsoft. Разве простой экран может спроектировать реалистичный интерфейс автомобильного ветрового стекла вокруг вас? Разве обычный дисплей телефона может так правдоподобно видоизменять стены в вашей комнате?

С одной стороны, визуальные интерфейсы больше не привязаны к светящимся экранам, с другой - наличие слуховой и тактильной обратной связи даёт нам больше возможностей для общения с пользователями и повышения эффективности высылаемых им сообщений. В этом контексте мобильность эквивалентна ненавязчивости, ибо проектируемые нами системы должны подстраиваться под пользователей, а не наоборот.

Смарт-часы, например, призваны минимизировать время, в течение которого мы смотрим на экран. Они стремятся выдать ровно столько битов информации, сколько нам действительно необходимо сейчас - не больше. Как правило, это делается с помощью уведомлений.

Первоочередная задача - разработка уведомлений!

Учитывая многообразие и разношёрстность медиа-ресурсов, которые использует современный человек, у разработчиков нет иного выхода, кроме поиска наименьшего общего знаменателя между ними. Единственным универсальным способом мгновенного реагирования на возникающие у человека потребности и пожелания являются уведомления.

У нотификаций есть три критически важные особенности:

  • они простые и краткие;
  • возможности проектирования уведомлений весьма ограничены, поскольку они должны соответствовать кардинально отличающимся друг от друга форм-факторам;
  • они активно «беспокоят» пользователя, не дожидаясь, пока он сам проявит инициативу.

Не секрет, что ценность большинства приложений на сегодняшний день заключается в своевременном предоставлении необходимого контента. Соответственно, функционал полноэкранного приложения вторичен по отношению к уведомлениям. Ярким подтверждением тому служат приложения-чаты на Android. В большинстве случаев их пользователи не нуждаются в доступе к полной версии ресурса - им вполне достаточно уведомлений.

Ориентированная на приложения парадигма, являющаяся центром нашего текущего мобильного опыта, постепенно уступает потоку своевременного контента и информации, поступающей от провайдера по выбору. Посмотрите, в каком направлении развивается Google Now. Он стремится предоставить пользователям лучшие рекомендации по ресторанам, максимально точные данные о погоде, загруженности дорог и т.д.

Всё это смещает акцент с красоты дизайна приложения на ценность предоставляемого им контента и сервиса для пользователей.

Значит ли это, что приложения исчезнут совсем? Конечно, нет. Пользователям всегда нужен будет Yelp, чтобы оставить отзыв, и Instagram, чтобы запостить свои и детально изучить чужие фоточки. Однако для большинства приложений ключевую роль в вовлечении пользователей и взаимодействии с ними будут играть уведомления, карточки и им подобные «биторазмерные» контентные блоки.

Делая основную ставку на проектирование уведомлений, вы унифицируете своё приложение: оно сможет работать на широком спектре медиа-устройств. Кроме того, такой подход заставит вас сконцентрироваться на ценности информации, отодвинув переходы, макеты и цветовые схемы на второй план.

Уведомления должны быть ценными, а не спамными

В случае с нотификациями лучше меньше, чем больше. Не надо закидывать пользователей информацией, в которой они не нуждаются. Это раздражает.

Предоставляемые технологиями данные о пользовательской среде непременно должны анализироваться. Чтобы удовлетворить сиюминутные интересы и потребности человека, надо как следует осмыслить ситуацию, в которой он находится.

Изучение пользовательского контекста, слежка и полевые исследования важны как никогда. Ведь повышенная мобильность означает, что окружающая среда становится всё менее предсказуемой. Если в 90-е пользователь интернета сидел за столом дома или в офисе, то сегодня он может выйти в сеть откуда угодно и в любое время.

Современные технологии снабжают нас достаточным объёмом данных для осознания пользовательского контекста - главное самим не лениться в него вникать.

Комментарии

Для возможности добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.
Полезные сервисы